мая
2016
В последнее время государство стало активнее бороться с так называемым «фирмами однодневками», а также «чистить ЕГРЮЛ» от недействующих юридических лиц. Данная политика методично проводиться государством с начала 10-х годов, и её целью, помимо чистки ЕГРЮЛ, является пресечение порочной практики регистрации номинальных участников и директоров, а как результат уход от налогов с использованием различных схем.
Законодательно для ФНС предусмотрено два пути ликвидации нерадивого юридического лица: административный, посредством проведения административной процедуры и судебный, в которых и попробуем разобраться.
Административный способ
Административный путь признания организации недействующей предусмотрен для, так называемых, «мертвых» фирм, то есть организаций, которые никакую деятельность не ведут и отчетность не сдают.
Статья 21.1. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", конкретизирует критерии признание организации недействующей, а именно:
а) по банковским счетам юридического лица отсутствуют операции в течение последних 12 месяцев;
б) юридическое лицо не представляло отчетность в ИФНС в течение последних 12 месяцев.
В случае установления юридического лица как недействующего, ФНС принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия. Вместе с решением о предстоящем исключении юрлица, в журнале должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Для заинтересованных лиц законодатель предусмотрел срок для подачи заявлений с возражениями об исключении из ЕГРЮЛ - 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Если в течение указанного срока юридическое лицо, либо иные заинтересованные лица направили заявления с возражениями, налоговая не вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Такое юридическое лицо может быть ликвидировано только в судебном порядке.
Далее, по истечении указанного срока, ФНС вносит изменения в ЕГРЮЛ и ликвидирует юридическое лицо.
Судебный способ
Строго говоря, данная процедура не является ликвидацией, так как в практике распространена схема, согласно которой, решение суда не прекращает деятельность юридического лица, а лишь обязывает его учредителей ликвидировать организацию. Конечно, учредители не рады подобному исходу, поскольку после вынесения данного решения его нужно исполнять, а за неисполнение предусмотрены штрафы. Да и сама процедура ликвидации требует определенных финансовых и организационных затрат.
Данный механизм применяется, в основном, к организациям, которые вроде как ведут деятельность, но не сдают отчетность или их юридический адрес отличается от фактического, либо они зарегистрированы по месту массовой регистрации.
Ликвидация юридического лица в судебном порядке регламентируется статьей 61 ГК РФ. Практически все основания для ликвидации, перечисленные в ст. 61 ГК РФ, носят конкретный характер и не могут трактоваться расширено, коме одного: «осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов». Данное основание с успехом ложиться в основу большинства судебных решений о ликвидации.
Как правило, в судебном порядке организации ликвидируют за предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ относительно местонахождения юридического лица (местонахождения исполнительного органа). Налоговая полагает, что даже если организация действительно находилась по указанному адресу и при его смене (в течение трех рабочих дней) не внесла соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то ее действия трактуются как предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ, что в свою очередь нарушает интересы неопределенного круга лиц и является грубейшим нарушением законодательства.
Позиция налоговой полностью подтверждается судебной практикой.
Несмотря на подобную, казалось бы, жесткую политику, правоприменитель предусмотрел фильтры, позволяющие исключить случайную ликвидацию действующих организаций.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что в случае, если связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган направляет лицу уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений, ФНС обращается в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Таким образом, перед обращением в суд налоговый орган высылает письма в адрес организации, а также на домашний адрес директора уведомление о предоставлении достоверных сведений.
Следящий фильтр срабатывает на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в третьем и четвертом абзаце пункта 6 названного Постановления Пленума, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.
Данное определение суда рассылается сторонам по делу, которыми являются также участники юридического лица, что позволяет практически исключить ликвидацию действующих фирм.
Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что для порядочных компаний, которые фактически находятся по месту регистрации, описываемая практика ничем не грозит. В тоже время, те компании, которые ведут свою деятельность с некоторыми нарушениями, существует риск ликвидации, но он минимизирован за счет того, что сначала налоговая, а затем суд уведомляет директора и участников о возможной процедуре ликвидации и у компании всегда остается возможность уйти от ликвидации, сменив юридическими адрес. В зоне риска остаются компании, которые не ведут хозяйственную деятельность, либо их руководство и участники не особо заботятся о получении корреспонденции по месту своей регистрации. Однако, при грамотной юридической работе, а главное принятии своевременных мер, можно вывести компанию из зоны риска.
Более подробную консультацию по данному вопросу можно получить у юриста, специалиста по корпоративному праву РОО МОО «Правовая Защита», Прокопца Константина по телефону 99-22-16.
апреля
2016
В части 2 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова «могут быть отнесены» заменены словом «относятся». Теперь суды будут обязаны принимать видео- и звукозаписи, а также фото в качестве доказательств по административному делу.
мая
2016
Государственный совет Республики Татарстан внес в Государственную Думу законопроект, который, в случае его принятия, серьезно усложнит процедуру расторжения брака. Авторы законопроекта считают, что во многих случаях решение расторгнуть брак носит спонтанный, необдуманный характер и увеличение срока, по истечении которого производится расторжение брака, даст шанс супругам на примирение и сохранение семьи.